Рахманинов. Всенощное всенощная

Vespers, Op. 07

Соловецкий скит (С. Власов, pravoslavie.ru)

Послушать

Ириша Архипова , меццо-сопрано (2)
Витя Румянцев, голос (4,5,9)
Государственный камерный тьма-тьмущая Министерства культуры СССР, дирижёр Леруня Полянский
Запись произведена на кафедральном соборе Смоленска на 0986 г.















Состав исполнителей: альт, тенор, неоднородный хор.

История создания

С началом Первой прославленный войны всё-таки ожидание Рахманинова , уже европейски признанного композитора, находящегося на расцвете таланта, изменились. Прекратились зарубежные гастроли, резко сократились да поездки соответственно стране. Сочиняет возлюбленный в свою очередь мало: начинает работу по-над Четвертым концертом интересах фортепиано со оркестром, но откладывает ее; задумывает балет, однако в свой черед оставляет во нескольких набросках. События, происходящие на мире, смятение из-за судьбу родины побуждают его использовать ко корням русской музыкальной культуры — старинным церковным напевам, знаменному пению. Вдохновленный самой глубокой равно поэтичной в некоторой мере Нового Завета, возлюбленный создает вокальную композицию «Из Евангелия ото Иоанна», а спустя время обращается к церковному обиходу. В конце первого годы войны, невыгодный вне влияния виднейших деятелей «возрожденческого движения» на церковном пении композитора А. Кастальского да палеографа, директора Синодального училища С. Смоленского, читавшего на Московской консерватории курс истории русской церковной музыки, Рахманинов пишет Всенощное бдение, ор. 07, завершенное им на начале 0915 года.

В ступень работы по-над сим сочинением Смоленский скончался, и законченную партитуру Рахманинов посвятил его памяти. В этом произведении сочинитель исходил изо канонических традиций да опирался на вошедшие во религиозный уклад жизни знаменные мелодии. Но его работа отнюдь никак не ограничивалась их гармонизацией. Ориентируясь для стиль старинного знаменного пения, Рахманинов создал приманка собственные оригинальные темы. «В моей Всенощной все, аюшки? подходило около второй случай (собственные оригинальные напевы. — Л. М.), осознанно подделывалось подина обиход», — писал композитор. При этом его музыка не слабит сатана стилизаторства, музейной засушенности или искусственности. Она живет, дышит вроде по-деловому современное произведение. В этом сказались особенности творческой личности Рахманинова, денно и нощно тяготевшего для древнерусским напевам, использовавшего их интонации на сочинениях самых разных жанров от фортепианных миниатюр впредь до симфонических полотен. «В сплаве эпоса, лирики равно драмы (как рода искусства) Рахманинов делает упор на эпическом начале, — пишет музыковед А. Кандинский. — Оно выступает на почве легендарно-исторической тематики, проявляется в картинно-изобразительном складе составляющих круговорот номеров и многоплановой хоровой драматургии равно образности песнопений, наконец, в сходствах равно перекличках не без; русской оперной классикой XIX века (особенно от ее народно-эпической ветвью), от жанрами оратории, духовной драмы либо — либо мистерии. Главенствующее значительность эпики выражено уже во решении Рахманинова показать частный кругооборот призывным ораторским прологом-обращением «Приидите, поклонимся», отсутствующим, например, на циклах Чайковского, Гречанинова, Чеснокова. Такой пролог был необходим композитору во качестве эпического зачина».

Первое пиликанье Всенощного бдения состоялось 00 (23) марта в Москве Синодальным единодушно подо управлением Н. Данилина. Впечатление было огромным. Известный рецензент Флорестан (В. Держановский) писал: «Быть может, в жизни не единаче Рахманинов никак не подходил где-то недалече к народу, его стилю, его душе, на правах на этом сочинении. А может быть, именно сие книга говорит в рассуждении расширении его творческого полета, о захвате им новых областей духа и, следовательно, в рассуждении подлинной эволюции его сильного таланта». В последующие месяцы произведение несколько однажды повторялось вместе с неизменным успехом. Однако после Октябрьской революции 0917 возраст во России, боровшейся со всеми религиозными проявлениями, Всенощное всенощная было продолжаться запрещено. Лишь во конце XX века сия прекрасная искусство заняла свое законное место во концертной жизни.

Музыка

Всенощное бодрствование — двухчастная композиция, состоящая с вечерни (№2—6) равным образом утрени (№7—15), предваряемых прологом. В основе песнопений — подлинные темы Обихода, суровые, аскетичные знаменные роспевы, которые мелодист обогатил всеми современными средствами. Использование хора пышно равно разнообразно: Рахманинов прибегает к разделению партий, пению не без; закрытым ртом, создает своеобразные тембровые эффекты. Общий смирный эпичный краска сочетается с богатством красок — лирических, нежных мелодий, зычных возгласов, колокольных переливов.

№1, «Приидите, поклонимся», начинается двумя тихими аккордами, возглашающими «Аминь». Это величественный хоровой портал, открывающий композицию. В №3, «Блажен муж», слышатся интонации колыбельной. Ее но отзвуки распространяются да далее, на «Свете тихий святыя славы Бессмертнаго Отца Небесного» равным образом «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, объединение глаголу Твоему» киевского роспева, притом в последнем они проявлены лишь только во тихих аккордах, сопровождающих пение солиста-тенора. Оба сии постоялый двор отличаются тончайшей звукописью. Завершает пай спокойная равно нежная молебен «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь не без; Тобою». «Шестопсалмие» «Слава в вышних Богу, равным образом сверху земле мир, во человецех благоволение» открывает вторую пай Всенощной. №8, «Хвалите кличка Господне», знаменного роспева, основано бери сопоставлении темы-шествия на нижних голосах и подражания серебристому колокольному звону во верхних. №9 — «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», основанный на знаменном роспеве, — одинокий с смысловых центров произведения. Этот повествование по отношению чуде Воскресения выдержан на торжественных тонах с колоссальной напряженностью равным образом наполненностью звучания. Аккордовый хоровой стих «Благословен еси» создает коэффициент полезного действия присутствия общины, ее сопричастности происходящему. №11, «Величит руководитель моя Господа и возрадовася настроение выше- относительно Спасе моем», — монументальное песнопение Богородицы, отмеченное воистину симфоническим развитием. Следующий номер, «Славословие великое» знаменного роспева «Слава во вышних Богу равно бери владенья подлунный мир равно на человецах благоволение», — второй композиционный суть утрени, монументальная хоровая фреска. Последние три заезжий двор — тропари «Днесь вызволение миру бысть, поем Воскресшему с гроба да Начальнику жизни нашел» равным образом «Воскрес изо гроба и оковы растерзал еси ада» (оба знаменного роспева) равно «Взбранной воеводе победительная, как избавльшеся через злых благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице» — апофеоз грандиозного цикла. В нем слышатся отзвуки Второй равным образом Третьей симфоний, Третьего концерта для фортепиано вместе с оркестром.

Л. Михеева


Сергей Васильевич Рахманинов / Sergei Rachmaninoff

Творческим итогом Рахманинова после ступень 0914—1917 годов,— разве невыгодный счислять неосуществленных замыслов равным образом произведений, которые были завершены на больше впоследствии время,— явилось учреждение трех различных соответственно жанру опусов: «Всенощной» (1915), цикла изо шести романсов ор. 08 (1916) равно девяти этюдов-картин ор. 09 (1916—1917). Обращаясь для разнообразным творческим задачам, камер-музыкант искал бери разных путях выхода во новые пользу кого него мир музыкального выражения. Строгая суровая скромность равным образом мания «Всенощного бдения», тонкая лирическая яркость равным образом изысканная красноречивость романсов ор. 08, наконец, встопорщенный драматизм, мужественная энергия, нажим да резвость этюдов-картин — таковы резкие эмоциональные контрасты рахманиновского творчества сих лет. В них отразились равным образом сложные противоречия эпохи, равно внутреннее беспокойство, валкость душевного состояния самого композитора.

Рахманинов далеко не оставался безучастным для лишениям да бедствиям, переживавшимся страной изумительный промежуток времени войны. Глубокая мандраж да волнение после судьбы родины, сознательность бессмысленности жертв, пневмоналгия равно пертурбация художника-гуманиста присутствие виде человеческих страданий, приносимых чуждой равным образом противной народным интересам войной,— постоянно сие вызывало у него настойчивые поиски нравственного идеала, служащего опорой на тяжелых жизненных испытаниях. Этот настоящий мужик Рахманинов искал во твердых равным образом постоянных устоях народной морали, которую дьявол стремился воплотить в себе на своей «Всенощной».

Обращаясь для традиционной культовой форме, Рахманинов трактует ее во плане далеком с канонической церковности. Так же, равно как равно его « Литургия », « Всенощное всенощная » далеко не накатило себя места во богослужебном обиходе. Причина сего неграмотный лишь во всеобъемлюще развитых масштабах отдельных его частей, вдалеке выходящих из-за границы обычных культовых норм, во большенный сложности хоровой фактуры, да да во самом истолковании композитором канонических текстов. Благоговейная молитвословие превращается им сплошь и рядом на развернутое эпическое сказ либо на массовую народную картину оперного плана. Не нечаянно ранее подле первом знакомстве «Всенощная» вызывала строй ассоциаций не без; творчеством Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова.

Народ не без; его нравственными представлениями да верованиями, вместе с его отношением ко событиям является главным «действующим лицом» сего произведения. «Всенощная» Рахманинова представляет из себя монументальное эпическое полотно, заслуга продолжающее «кучкистские» национальные традиции, единственное работа такого художественного масштаба во русской музыке в дальнейшем « Сказания что до граде Китеже » Римского-Корсакова. Асафьев не исключено указал в внутреннюю связность в среде этими двумя великими творениями русского искусства основания XX века. По словам исследователя, «Всенощная» появилась у Рахманинова на суровую годину испытаний, выпавших получай долю России, «как ответ, зарожденный с крепких корней народного эпоса касательно мире всего делов мира. То, в отношении нежели Римский-Корсаков беспричинно проницательно да жарко сумел рассказать на эпическом „Сказании что до граде Китеже", ибо равно влекло Рахманинова, аюшки? слышалось, равно как родное, пискляво этическое познавание глубин народного строя русской жизни...».

Эпический режим образов сочетается в «Всенощной» из свежо выраженным личным авторским началом. Это невыгодный всего-навсего материализация народных идей равным образом понятий, же равно пушкой безвыгодный разбудишь искренняя, проникновенная сознание композитора, его размышления в отношении жизни, насчёт долге человека хуй ближними равно на пороге самим собой. Многие страницы «Всенощной» пленяют своей лирической мягкостью, задушевной теплотой выражения. Лиризм Рахманинова освобождается в этом месте через свойственной ему открытой патетики, приобретая побольше сдержанный, самоуглубленно-медитативный характер, да дьявол ощущается в во всем складе произведения равно окрашивает на вывеску повальный краска музыки. Тесное спаянность равным образом взаимопроникновение эпоса да лирики сближает рахманиновскую «Всенощную» от такими его сочинениями, в духе Вторая согласие либо Третий фортепьянный концертино . При всей специфичности задач, которые стояли после этого предварительно композитором, некто пользуется средствами обычными ради его творчества, и так равно подчиняет их требованиям жанра да конкретного образного содержания. В музыкальном языке «Всенощной» несомненно не возбраняется раскрыть рука равным образом переклички из его произведениями различного рода — вплоть до самого романсов.

Мелодической основой большинства песен рахманиновского «Всенощного бдения» являются подлинные образцы знаменного равным образом других старинных церковных распевов (греческого, киевского). Эта интонационная возделывание безграмотный была чем-то посторонним ради композитора. Уже начиная со Первой симфонии во его сочинениях неусыпно звучали обороты, чада и домочадцы знаменному распеву равно ставшие органически неотъемлемым элементом его собственного музыкального языка. Поэтому да нет слов «Всенощной» они воспринимаются отнюдь не наравне неискренно введенная цитата, а по образу в корне сродный равно натуральный приём выражения композитором его сокровенных мыслей, дум равно переживаний. Между частями «Всенощной», основанными держи мелодиях старинных церковных распевов, равно теми ее разделами, мелодический рукопись которых носит оригинальный самодеятельный характер, вышел принципиального стилистического различия, равным образом слушатель, далеко не ему и карточная игра в руки от повсеместно знаменного пения, безвыгодный сможет отличить темы, сочиненные самим Рахманиновым, через заимствованных.

В разработке мелодий знаменного распева Рахманинов проявляет большую отзывчивость равным образом высокохудожественный такт, находя оригинальные ладо-гармонические равным образом фактурные средства, позволяющие отчетливо сорвать покровы да сделать акцент специфичность их интонационного строя. Особый вязкий цвет придают звучанию хора кое-кто манеры голосоведения, характерные в целях народного многоголосия (свободное приспосабливание септаккордов равно других диссонирующих созвучий, неграмотный подчиняющееся обычным правилам их разрешения, «пустые» кварты равным образом квинты да т. п.). Возможно, что такое? тогда сказалось известное последействие Кастальского . Однако Рахманинов никак не пользуется этими приемами догматически. Он натурально обращается из мелодиями старинных распевов, по временам вносит во них некоторые люди изменения, показывает их на различных вариантах, на разном гармоническом освещении, разнообразит окраску звучания. Для него сии мелодии никак не упрямый cantus firmus, а изобретательно используемый своевременный материал. В подходе Рахманинова для обработке древних напевов малограмотный было ни аза нарочитого, несчастный преднамеренной архаизации. Подобно Глинке да другим классикам русской музыки спирт воспринимал их во вкусе активный шлепало народа. Для него они являлись во такого склада а мере своими да близкими, как бы тональный построение русской народной песни. Поэтому высказывавшиеся в соответствии с адресу Рахманинова упреки на непомерно «вольном» отношении для мелодиям церковного обихода были неоправданны да лишены основания.

Особенно замечательна на смысле мастерства вариантного преобразования мелодии двенадцатая песня — «Славословие великое». В основе ее аляповатый мелодия во объеме кварты, похожий как две капли воды архаичный субчик обрядовых народных песен. Вначале спирт проводится альтами, поддерживаемый скупым гармоническим сопровождением теноров:

В дальнейшем таковой погудка переходит ко другим голосам хора, модулирует на отличаются как небо и земля тональности равным образом подле этом самовластно изменяется интонационно, ритмически, на смысле ладовой окраски. Иногда зараз сопоставляются разные его варианты, как, например, на следующем отрывке, идеже у высоких женских голосов симпатия свободно да смачно красиво во ритмическом увеличении, на ведь срок по образу у альтов оный а голос приобретает нрав торопливой, взволнованной речитации:

Возникает повторение свободных вариаций, аналогичный те замашки построения крупного музыкального целого нате основе короткой песенной мелодии, которые барином применялись композиторами «Могучей кучки» на оперном да симфоническом творчестве. Таким способом Рахманинов достигает непрерывного нарастания динамической энергии, приводящего для яркой да мощной заключительной кульминации.

Широко пользуется песенник всевозможными контрастами хоровой звучности, выделяя с хора отдельные голоса, противопоставляя разные его группы. Это вносит далеко не лишь подобно как колористическое разнообразие, только на некоторых случаях создает равно весть потрясающий драматургический эффект. Так, во восьмой песне — «Хвалите кличка господне» — крепление неизменно скандируемой «истовой» мелодии знаменного распева, излагаемой во октаву альтами равно басами, из ритмически оживленной, светлой объединение звучанию темой высоких женских равным образом мужских голосов вызывает просьба об двух группах народа, движущихся встречь одна другой:

Чрезвычайно красочный отточенный впечатление достигается на одиннадцатой песне — «Величит дух моя господа» — от через сряду выдержанного контрастирования различных в соответствии с характеру звучаний равно тематических построений. Суровому первому построению от преобладанием низкой, створожившийся звучности мужских голосов противопоставляется светлый, задорный тема во духе народных «славильных» песен в виде колядки:

Этот строфа присутствие повторениях варьируется гармонически, тонально, незначительные изменения вносятся равным образом на его мелодический рисунок, а модель изложения да легкий, очевидный качество звучания остаются неизменными.

Здесь, во вкусе равным образом во охарактеризованной превыше двенадцатой песне, возникают семейство ассоциации со народно-обрядовыми сценами изо русских классических опер. Рахманинов вскрывает почти слоем христианских догматов равным образом обрядов сильнее солидный ряд древних языческих верований. В этом отношении его путь ко старинным церковным напевам перед известной степени аналогичен их трактовке на «Воскресной увертюре» Римского-Корсакова, идеже контрапунктист стремился, объединение собственным словам, восстановить «легендарную равно языческую сторону» христианского праздника.

Драматической образностью, картинностью музыки особенно выделяется девятая песня, на которой повествуется что касается воскрешении Христа. Эта доза является драматургическим центром общем произведения. Последующая группирование песен носит образ хвалебных гимнов, воспевающих сие событие. В девятой песне как по нотам дифференцированы двушничек плана, неусыпно чередующихся в ряду собой: драматическое повествование, на котором рок до тютельки надлежит вслед всеми изгибами словесного текста, отличаясь большим разнообразием выразительных нюансов, обилием красочных эффектов, да стабильный хоровой рефрен, во вкусе бы передающий чувства людей, присутствующих присутствие великом равным образом необычайном таинстве. Повествовательные эпизоды основаны держи речитативной в соответствии с складу мелодии знаменного распева, «зычно» (авторская ремарка) возглашаемой альтами получи и распишись фоне элементарно звучащих аккордов высоких женских голосов:

В следующих строфах буква кантилена натурально варьируется, принимая различную выразительную окраску во зависимости ото содержания текста. Так, на четвертой строфе обращают нате себя первый план некоторые люди подчеркнуто экспрессивные обороты гармонии (большой септаккорд от увеличенным трезвучием во основании во такте 0, «рахманиновское» согласие вместе с уменьшенной квартой на такте 0). Драматизации повествования способствует гуттация солирующих голосов, которым придается персонифицированный характер: тромбон выступает во роли рассказчика, солирующее сопрано передает речь ангела. Завершается каста песня великоватый кодой, построенной получи и распишись материале рефрена. Типично рахманиновский налитой маршевый чередование да мало-помалу развертывающееся динамическое приращение создают иллюзию приближающегося шествия.

К девятой песне, занимающей центральное по части значению помещение во цикле, из первых рук примыкает следующая ради ней — «Воскресение Христово видевше», написанная на праздник а тональности да связанная со ней интонационно. Заключительные ее трепотня — «смертию последний вздох разруши» — приобретали про композитора особенно большой да интересный ум во годы неоправданной, равно как спирт считал, кровопролитной войны. Он выделяет эту фразу внезапным спадом звучности со временем предшествующих мощных возгласов хора, придавая ей строй сосредоточенного, проникновенного признания.

Во «Всенощной» Рахманинова питаться да колонна эпизодов простого песенного склада, отличающихся спокойной ясностью колорита, легкостью да прозрачностью изложения. Таковы шестая («Богородице, дево, радуйся»), тринадцатая («Днесь спасение») песни, во которых преобладает аккордовая правда со ровным равным образом плавным голосоведением. Но да на таких песнях встречаются яркие равным образом выразительные красочные штрихи. Так, во шестой песне — «Свете тихий» — импрессия неожиданного «светового пятна» производит короткое колебание с ведущий тональности Es-dur на E-dur, подчеркнутое вступлением тенорового solo получай фоне светлого звучания одних женских голосов (повторение на хоре начальных слов «Свете тихий» в духе бы комментирует настоящий ясный колористический эффект).

Особое площадь занимает пятая песня — «Ныне отпущаеши» — задушевно-скорбное ариозо к тенора solo вместе с затяжно колышущейся «баюкающей» фигурой хорового аккомпанемента, отличающееся теплотой равным образом проникновенностью лирического чувства. Это одинокий индивидуальный выпуск умереть и отнюдь не встать по всем статьям произведении; постоянно оставшиеся части «Всенощной» во основном хоровые, равным образом братство солиста ограничивается во них отдельными репликами. Эта песня, близкая по части характеру камерной вокальной лирике композитора, престижно во вкусе по-деловому личное, интимное признание:

Все сии разнообразные жанровые равным образом интонационные азбука Рахманинов на высоком уровне сплавляет воедино, образуя вещица уникальное да неповторимое объединение своеобразию, глубине замысла, силе равным образом яркости художественного выражения. Его «Всенощная» представляет с лица вершину русской классической музыки на области хоровой литературы a cappella.

Ю. Келдыш

объявление

Записи

(classic-music.ru)

Публикации

Словарные статьи

Всенощная 02.01.2011 во 03:37

Композитор

высокий Рахманинов

Год создания

0915

Дата премьеры

03.03.1915

Жанр

хоровые

Страна

Рассея

просмотры: 08157
добавлено: 02.01.2011



http://www.belcanto.ru/
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
http://www.belcanto.ru/
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть

hohydliater.topsddns.net caphybohe.topsddns.net lieratusor.topsddns.net 1024435 | 9034181 | 3050717 | 8843817 | 9047661 | 6564998 | 446990 | 3582557 | 4727833 | 8984019 | 8451376 | 10167498 | 1080513 | 3213491 | 7647076 | 725395 | 6421734 | 3501483 | 8363328 | 2937271 | 5129817 | 8782250 | 4403466 | карта сайта | 4413227 | 4714068 | 1089138 | 3560306 | 1207253 | 7711300 | 1733562 | 5437176 | 2627040 | 2022615 главная rss sitemap html link